.
«Москвичи» иногда возвращаются |
Российский автопром: приехали или все-таки поехали? Всего за два с половиной месяца отрасль фактически ликвидирована. Западные санкции против автомобильной промышленности России можно назвать самыми «антинародными». Хотя население еще не ощутило это в полной мере. В стране зарегистрировано 43,5 миллиона легковых автомобилей, из них 41,8 миллиона личных. Где еще найдется столько пострадавших - уже сейчас или в ближайшем будущем? Всего за два с половиной месяца отрасль фактически ликвидирована: из 22 автозаводов, созданных в России в последние четверть века для сборки легковых машин, нынче не действует ни один. На прошлой неделе во Владивостоке из-за отсутствия японских и китайских комплектующих остановился последний - СП Mazda Sollers, выпускавший кроссоверы CX-5, CX-9 и седан Mazda-6. Сотрудники отправлены в «корпоративный» отпуск. Практически не работают «АвтоВАЗ», ГАЗ, «ИжАвто», Ульяновский и прочие, и прочие. Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в апреле снизились на 78,5% - до 32 706 машин. А по итогам четырех месяцев 2022 года российский авторынок составил 293 846 автомобилей (минус 43%), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годом раньше было 1,666 миллиона. Фактически распродавались остатки: лидирующая LADA реализовала за апрель 8506 автомобилей (снижение на 78%), автомобилей Renault продано 2231 (минус 84%) - за счет запасов на складах дилеров. В мае - июне они иссякнут. Зато цены растут как на дрожжах. Прежде всего, на марки премиум: BMW и Infiniti за месяц подорожали на четверть, Genesis - на 15%. Но наибольший рост у китайских марок, хотя Поднебесная санкций не вводила. Haval прибавила к прежним прайсам от 34 до 60%, пикапы Great Wall вздорожали на 50-54%. Бессовестно растут цены на авто с пробегом - по данным «Авито Авто», в среднем на 66,6%. А в Москве вдруг появился новый старый автозавод: французский Renault после семи лет владения бывшим АЗЛК передал его столичному правительству. «Мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы, - объявил мэр Сергей Собянин. -- Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич». В действительности это не обычная коммерческо-социальная сделка, а поиск выхода российской экономики из-под глобальных санкций. Параллельно в Тольятти контрольный пакет «АвтоВАЗа» перешел от французов Государственному научному центру НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Он никогда не занимался массовым производством, а лишь участвовал в создании престижного лимузина «Аурус» и серии машин сопровождения «Кортеж». И неизвестно, смогут ли гранды отечественной автомобильной науки порадовать чем-нибудь бюджетных автолюбителей. Зато министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что главным условием сделки по передаче активов Renault по «АвтоВАЗу» в госсобственность стало обещание помощи со стороны французской корпорации в поставках комплектующих и запчастей. Но французы о таком условии помалкивают, а директор департамента автопрома Денис Пак проговорился, что министерство активно занимается поиском новых связей. «Мы рассматриваем поставщиков, которые находятся в Китае, Турции, Иране и других странах, которые не вводили санкции в отношении нашей страны», - заявил чиновник, не раскрывая подробностей. Спросите: а как же локализация? Выпускающийся в России с 2005 года Renault Logan, лидер по этому показателю, состоит из отечественных комплектующих лишь на 72%. Остальное придется правдами и неправдами добывать по всему свету. Фактически это означает, что вместо фирменных комплектующих придется приспосабливать аналоги. Правительство издало специальное постановление № 855, по которому автопроизводителям можно не устанавливать на новые машины несколько систем, ставших недоступными из-за санкций и дефицита чипов. Разрешен выпуск новых автомобилей без ABS (система, предотвращающая блокировку колес при торможении) и ESP (система динамической стабилизации автомобиля). Сильно понижены экологические стандарты до Евро-0, что позволяет выпускать автомобили с выхлопом по нормативам 1988 года. Хотя именно Россия поставляет из Норильска на мировые рынки более 20% палладия - главного компонента для производства автомобильных катализаторов, радикально снижающих вредность выхлопа двигателей внутреннего сгорания. Тем временем главный санитарный врач Анна Попова предупреждает: «Если раньше основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха был вкладом предприятий, то сегодня до 80% выбросов в крупных городах - это вклад автотранспорта». В Минприроды подтверждают: в самом «автомобилизированном» Центральном федеральном округе более четверти всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на автомобили - 919,2 тысячи из 3620,6 тысячи тонн. И это без учета выбросов автотранспорта в столичном регионе. Ущерб экологии мог быть значительно выше, но автомобили стали чище: если 15 лет назад, при экологическом стандарте Евро-2, средняя бензиновая легковушка выбрасывала на каждый километр пробега 2,2 грамма окиси углерода (без учета оксида азота, взвешенных частиц и прочей летучей гадости), то при стандарте Евро-4 или Евро-5 этот показатель снизился более чем вдвое. За тот же период в Москве парк легковых машин вырос с 3 до 4 млн. И предполагаемый возврат к нормам загрязнения 30-летней давности способен сделать столичный воздух малопригодным для дыхания. Но деваться некуда. «АвтоВАЗ» уже заявил о намерениях продолжить производство таких моделей, как LADA Granta, Legend, Niva Travel с упрощенным экологическим классом до Евро-2. Также из комплектаций вышеперечисленных моделей будут исключены ABS, ESP, EBD (электронная система распределения тормозных усилий), а также «ЭРА-ГЛОНАСС». К экологии эти упрощения не имеют отношения, но есть еще безопасность. Уходящий Renault давно экспериментально доказал: наличие ABS на 20% повышает безопасность при вождении, а при грамотном использовании системы опытным водителем - на все 45%. После чего в Евросоюзе оснащение автомобиля ABS стало обязательным. На московском автозаводе, теперь переименованном из «Рено Россия» в «Москвич», мэр Сергей Собянин обещает на первом этапе «производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания» с теми же самыми технологическими изъятиями. А руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов добавляет, что немалая часть «классики» будет выпускаться для такси и каршеринга - наиболее загруженного городского транспорта. То есть они будут бегать по столичным улицам без отдыха днем и ночью, по 150 тысяч км в год. Но с выхлопом не выше Евро-2 - по 2,2 грамма окиси углерода на километр. Предполагается, что таких специализированных машин будет выпускаться на «Москвиче» по 50 тысяч в год. Впрочем, в советские времена АЗЛК выпускал малолитражек втрое больше, а «газовали» они куда сильнее. Хотя, по одной из легенд, двигатель «Москвича-412» был лицензионной копией мотора BMW 1500, позже известного как BMW M10. Но в те времена и бензин был на порядок хуже, с добавкой вреднейшего для здоровья тетраэтилсвинца - для повышения октанового числа (с 2002 года в России запрещен). О былой продукции АЗЛК рассказывают разное. На закате советских времен сотрудник нашего «Труда» Миша Гетман, купив новенький «Москвич-2140», загнал его в гараж издательства, где вместе с механиками разобрал «до гаек», отполировав каждую деталь. После чего машину квалифицированно собрали заново - и многие годы хозяин практически не заглядывал под капот, лишь менял тормозные колодки и масло. А чуть позже автор этих строк купил аналогичный «москвич» - и на третьей сотне пробега с большим трудом сдал его на гарантийный ремонт с дюжиной дефектов, в том числе «не включается задний ход». Зато еще через год на Симферопольском шоссе после пьяного удара сзади автомобиль улетел под откос и дважды кувыркнулся через капот и багажник, а пристегнутый хозяин отделался случайной царапиной. Подъехавшие гаишники долго смотрели на меня, потом на машину и только развели руками: «Из иномарки в таких случаях достают только трупы. Тебя спас жесткий каркас и толстенное железо кузова - это же броня!» К слову, покупка в Италии автозавода для Тольятти вместе с готовой моделью Fiat 124 («жигули») показала: жесткий каркас легковушек для наших дорог не прихоть и не роскошь. Приспосабливая итальянскую машину к российским условиям, вазовские конструкторы в полтора раза увеличили число заклепок в кузовных соединениях, чтобы машина не рассыпалась в пути. Нынче повышенная прочность кузова пригодилась бы по другой причине: неизвестно, сколько дополнительных лет потребуется служить вашему «железному коню» от первого до последнего километра. И это тоже может стать отдаленными последствиями нынешних санкций. Ибо, по данным «Автостата», средний возраст российского парка автотранспортных средств ныне превышает 16 лет, а легкового автопарка - 14 лет, причем 60% из них значительно старше 10 лет. Возраст не критичный, если имеется возможность своевременной замены любой детали. А если ее нет? В последние два месяца из-за западных санкций в российских автосервисах запасы наиболее востребованных запчастей сокращались чуть ли не быстрее, чем новые автомобили у дилеров. По словам гендиректора по сервису «Авилон» Алексея Гуляева, «в наиболее заметном дефиците» запчасти для кузовного ремонта. «В целом запасы комплектующих на складах тают. Имеющихся объемов хватит на 2 - 4 месяца работы», - пояснил он. По данным Russian Automotive Market Research (НАПИ), средняя цена оригинальных запчастей по страховой корзине по итогам апреля выросла на 96,6%. А зарубежных поставок уже нет, и неизвестно, когда предвидятся. Ситуация осложняется тем, что в России еще не выработались традиции коммерческой утилизации разбитых автомобилей с последующим разбором на запчасти, наши автокладбища - это скорее никому не нужные свалки. Здесь полезно брать пример с китайцев, у которых в Гуанчжоу на Chentian Auto Parts Market можно найти почти все запчасти для любой марки и модели, а цена всегда самая низкая. И кузовные мастерские со всего Китая именно отсюда заказывают для своих нужд подержанные автозапчасти. Вместо послесловия Информация к размышлению. Минэкономики опубликовало сценарии развития российской экономики на ближайшие три года, в том числе на текущий. Официальная оценка падения доходов населения - 6,8%. Безработица вырастет до 6,7%. Инфляция составит 17,5%. И главный прогноз: санкционное давление на Россию сохранится, по крайней мере до 2025 года... Александр Киденис. Фото: Moscow-Live.ru. Источник :https://www.trud.ru.
|