.
Как за каменной женой |
Городские чиновники знают, что плитка на тротуарах - это не только красиво, но и прибыльно По всем городам российским улицы мостят тротуарной плиткой, и это уже не новый, а устойчивый тренд. Мэры городов уверяют, что это красиво. Но заводик по производству плитки часто принадлежит жене мэра, реже - сыну или еще какому-нибудь близкому человеку.
Последние несколько лет собственный плиточный заводик для многих семей российских мэров стал тем, что модники называют must have (то, что должно быть у каждого, попросту говоря). "Почти что в любом городе за последние несколько лет асфальт меняли на плитку, и везде существует миф о том, что это плитка с заводика мэра,- говорит много колесящий по России руководитель фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.- Хотя в большинстве случаев это, похоже, правда". "У меня в последнее время такое развлечение - приезжаю в новый город и спрашиваю у местных жителей, не потому ли у них везде плитка, что ее производит родственник мэра. Все поражаются моей прозорливости и спрашивают, откуда я узнал",- пишет в своем блоге владелец одной из региональных строительных фирм. "Это не новый тренд,- подчеркивает Михаил Виноградов.- Если попытаться описать волны мэрского бизнеса, то сначала была, пожалуй, выдача разрешений на ведение бизнеса, потом - продажа объектов недвижимости, затем - дорожное строительство, включая плитку, а сегодняшняя их любимая кормушка - создание управляющих компаний в ЖКХ". Когда в 2003 году начали мостить Екатеринбург, оппозиционные мэрии депутаты гордумы Александр Шляпин и Андрей Альшевских заявляли, что единственным производителем плитки в городе является предприятие, подконтрольное сыну мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. В Сочи тротуарные плитки любовно называют колодяжками, поскольку существует непоколебимая уверенность в том, что ее производство - заслуга жены экс-мэра Сочи, Виктора Колодяжного. Та же история в печально известном недобрым отношением к журналистам подмосковном городе Химки. По данным "Новой газеты", Сходненский завод керамической плитки (ныне ООО "Стройкомплекс+") принадлежит Эдварду Рагину, брату бывшей жены мэра Химок Владимира Стрельченко. Не только на родственниках, конечно, держится плиточный бизнес. Так, совсем недавно звучали претензии в адрес ушедшего в отставку мэра города Шахты Ростовской области. По имеющейся у оппозиции информации, при ремонте и реконструк ции городских объект ов использовались асфальт и керамическая плитка, изготовленные только на подконтрольных ему заводах. Как сообщают источники в Шахтинской гордуме, схема городских тендеров выглядела следующим образом: подрядчику, выигрывавшему конкурс на укладку плиткой города, настоятельно предлагалось закупать стройматериалы у плиточного завода господина Понамаренко. "Настоятельные рекомендации" вообще играют немалую роль в успехе предприятий, к которым так или иначе причастны главы различных городов России. Ведь плитку можно укладывать не только на бюджетные деньги, но и на средства частных предпринимателей, обязав их облагородить именно этим материалом территории рядом с их офисами, магазинами, предприятиями. По словам предпринимателей из Владивостока, такая ситуация складывалась в городе в начале 2000-х годов, поскольку мэр Юрий Копылов через родственников вроде как контролировал завод по производству тротуарной плитки. Однако сам господин Копылов подозрения в свой адрес всегда категорически отвергал. Действующий градоначальник Владивостока, экс-сенатор от Приморья Игорь Пушкарев до перехода на работу чиновником возглавлял "Спасскцемент". Сейчас формальным руководителем предприятия является его брат. Недавно городская администрация через думу успешно провела программу обновления бордюров в городе, сообщил местный депутат Николай Марковцев. По его словам, чиновники заверяют, что бордюры закупаются в Китае. "Хотя не удивлюсь, если выяснится, что в действительности финансовую выгоду от такого благоустройства получают структуры, близкие к мэру Пушкареву",— заметил господин Марковцев. Корреспонденты из Белгорода рассказывают, что монополия на производство керамической плитки долгое время принадлежала заводу ОАО ЖБК-1 депутата облдумы Юрия Селиванова. Благоустроительные старания в Белгороде доходили до курьезов: в центре города во время очередной "плиточной кампании" ее, эту самую плитку, укладывали аж в три слоя. Хороший выбор Следует, однако, отметить, что в замене асфальта на плитку помимо коррупционной логики есть и другая, гуманистическая. Ведь плитка, как уверяют специалисты, более экологична, износоустойчива, красива, наконец. "Ее можно красить,- убеждает заместитель директора направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Владилен Прокофьев.- За рубежом уже давным-давно используют разноцветную плитку на тротуарах - одним цветом выделяется полоса для пешеходов, другим - для велосипедистов. И служить она может гораздо дольше асфальта. При правильном производстве и грамотной укладке плитке не страшны ни сырость, ни перепады температуры". Важна последняя оговорка - про правильное производство и укладку. Срок службы отечественного асфальта, как известно, чудовищно недолог, но и плитка у нас почему-то недолговечна. Владельцы строительных фирм в тех городах, где мэры- первоукладчики плитки уже оставили свои кресла, радуются, что не сидят без заказов: выяснилось, что и плитку можно перекладывать ежегодно. "Мало того что некоторые строители кладут плитку некачественно, и потом приходится за ними все переделывать. Так еще и местные службы ЖКХ абсолютно не умеют с нею обращаться",- сетует директор сибирской строительной фирмы. Он рассказывает, что, например, в одном из городов этой зимой для борьбы с обледенением улиц наняли бригаду таджиков, которые "за два дня и минимальный откат" действительно разломали и вывезли за город весь образовавшийся на тротуарах лед. Правда, вместе с новой керамической плиткой. Жители "плиточных" городов радуются обретенной красоте только летом. "Да, конечно, плитку положили, город прямо преобразился. Осенью - никак их тебе луж, все сухо и чисто. Но зимой... не тротуар, а телепередача "Звезды на льду". Слой льда на этой плитке чуть ли не толще, чем на речке",- жалуется блогер из Челябинска. Зато "осметить" плиточные деньги можно гораздо проще и масштабнее, чем асфальтовые. Себестоимость тротуарной плитки ничтожна, а спрос довольно высокий, особенно если его подстегнуть из мэрии. Поэтому, будучи владельцем или негласным контролирующим лицом завода по производству плитки, можно тратить мало, а зарабатывать много, абсолютно правильно и объективно заполняя строительные сметы. По материалам А. ВАСИЛЬЕВОЙ. http://www.kommersant. Фото: Николай Цыганов, Сергей Михеев Коммерсантъ Полностью статью читать - |