.

Архив

More in: Март 2012 №3(148), Июнь 2011 №6(139), Февраль 2011 №2(135), Январь 2011 №1(134), Ноябрь №11(144), Март 2011 №3(136), Апрель 2011 №4(137), Май 2011 №5(138), Июль 2011 №7(140), Август 2011 №8(141), Сентябрь 2011 №9(142), Октябрь 2011 №10(143), Декабрь №12(145), Январь 2012 №1(146), Февраль 2012 №2(147), Апрель 2012 №4(149), Май 2012 №5(150), Июнь 2012 №6(151), Июль 2012 №7(152), Август 2012 №8(153), Сентябрь 2012 №9(154), Октябрь 2012 №10(155), Ноябрь 2012 №11(156), Декабрь 2012 №12(157), Январь 2013 №1(146), Февраль 2013 №2(147), Март 2013 №3(148), Апрель 2013 №4(149), Май 2013 №5(150), Май 2013 №5(150), Июнь 2013 №6(151), Июль 2013 №7(152), Август 2013 №8(153), Сентябрь 2013 №9(154), Октябрь 2013 №10(155), Ноябрь 2013 №11(156), Декабрь 2013 №12(157), Апрель 2014 №4(161), Январь 2014 №1(158), Февраль 2014 №2(159), Март 2014 №3(160), Май 2014 №5(162), Июнь 2014 №6(163), Июль 2014 №7(164), Август 2014 №8(165), Сентябрь 2014 №9(166), Октябрь 2014 №10(167), Ноябрь 2014 №11(168), Февраль 2015 №2(172), Март 2015 №2(182), Апрель 2015 №4(183), Май 2015 №5(184), Июнь 2015 №6(185), Июль 2015 №7(186), Август 2015 №8(187), Сентябрь 2015 №9(188), Октябрь 2015 №10(189), Ноябрь 2015 №11(190), Январь 2016 №1(191), Февраль 2016 №2(192), Апрель 2016 №4(194), Май 2016 №5(195), Июнь 2016 №6(196), Январь 2017 №1(197), Февраль 2017 №2(198), Апрель 2017 №4(199), Декабрь 2017 , Январь 2018, Февраль 2018, Март 2018 №3 (203), Апрель 2018 №4 (204), Май 2018 №5 (205), Июнь 2018 №6 (206), Август 2018 №8 (208), Июль 2018 №7 (207), Январь 2019 №1 (209), Февраль 2019 №2 (210), Март 2019 №3 (211), Май 2019 №5 (212), Июнь 2019 №6 (213), Декабрь 2019 №7 (214), Январь 2020 №1 (215), Февраль 2020 №2 (216), Май 2020 №5 (217), Июнь 2020 №6 (218), Июль 2020 №7 (219), Август 2020 №8 (220), Сентябрь 2020 №9 (221), Январь 2021 №1 (222), Февраль 2021 №2 (223), Март 2021 №3 (224), Апрель 2021 №4 (225), Май 2021 №5 (226), Июнь 2021 №6 (227), Июль 2021 №7 (228), Январь 2022 №1 (229), Февраль 2022 №2 (230), Март 2022 №3 (231), Апрель 2022 №4 (232), Май 2022 №5 (233), Июнь 2022 №6 (234), Июль 2022 №7 (235), Январь 2023 №1(236), Февраль 2023 №2(237), Март 2023 №3(238), Апрель 2023 №4(239), Май 2023 №5(240), Июнь 2023 №6(241), Июль 2023 №7(242), Август 2023 №8(243), Сентябрь 2023 №9(244), Октябрь 2023 №10(245), Ноябрь 2023 №11(246), Декабрь 2023 №12(247), Январь 2024 №1(248), Февраль 2024 №2(249), Апрель 2024 №3(250)

    100%
    -
    +
    12
    Show options

    Контактная информация

    Адрес: 353475, Россия, Геленджик-15, а\я -63


    телефон: 8 (86141) 5-10-47


    E-mail: gazetagel@mail.ru 


    Редакция не обязана во всем соглашаться с авторами.


    Дискуссии допускаются, если это не противоречит целям издания.


    Публиковать материалы, увидевшие свет в газете "Геленджик", разрешается в других СМИ при условии своевременного уведомления.


    Газета зарегистрирована Северо-Кавказским региональным управлением регистрации и контроля СМИ: Р 2921 от 26.05.99г.

    mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
    mod_vvisit_counterСегодня408
    mod_vvisit_counterВчера1033
    mod_vvisit_counterНа прошлой неделе3424
    mod_vvisit_counterВ прошлом месяце5205
    mod_vvisit_counterВсего987443

    Вершки и корешки: сказки о русской жизни

      Сказку о том, как мужик обманывал медведя, когда делил с ним урожай, знают все - дети и взрослые, бедные и богатые. Сюжет даже не нужно напоминать.

    Обычно мы восхищаемся сметливостью мужика, перехитрившего медведя.

    Но есть и другие версии.

    Недавно олигарх Михаил Фридман объяснил этой сказкой главные проблемы российского бизнеса: «Вы сказки русские читали? - обратился он к журнали­сту Валерию Панюшкину- Помните сказку «Вершки и корешки»? Ну вот. Это же история про то, что если заключённый тобой договор через полгода оказывается невыгодным, то условия договора можно не соблюдать. Как в таких условиях прикажете вести бизнес?» Однако это не помешало ему сколотить одно из самых больших состояний в России. А Панюшкин вдохновился на создание книги о связи народных сказок с кодом русской души.

    Зри в корень

    Если прочитать сказку внимательно и честно, то трудно не заметить, что правовое сознание мужика и медведя очень высоко. Они строго придерживаются договора, заключённого в устной форме, и меняют его только по взаимному согласию.  

    Но главное в другом: сказка эта не совсем русская, и для изучения кода нашей души она не подходит. Если бы родители в дет­стве читали М. Фридману и В. Панюшкину братьев Гримм, они могли бы помнить аналогичную немецкую сказку «Мужик и чёрт». Если бы подростками читали Франсуа Рабле, то натолкнулись бы на похожую историю о том, как пахарь с Острова папефигов обманул чертёнка. В Америке есть такая же сказка про фермера и дьявола, в Дании - про мужика и тролля, в Норвегии - про лиса и медведя, в Китае - про крестьянина и помещика. В Англии эта сказка с феминистским уклоном: умная жена помогает трудолюбивому, но недалёкому умом Джонсу обманывать огромного волосатого великана. Подобные сказки есть, чуть ли не у каждого народа, занимающегося земледелием. Специали­сты по сказкам называют этот сюжет «Делёж урожая», вершки и корешки при этом могут быть разными: пшеницей, рожью, репой, картофелем, бататом и т. д., но обман, в котором путают верх и низ, всегда одинаков. Поэтому М. Фридману нужно предъявлять претензии не только соотечественникам, но и всему человечеству. 

    А теперь посмотрим на приключения «вершков и корешков» в истории. Впервые нечто похожее записали древние греки. Вот басня Эзопа «Путник и Гермес»: мужчина, отправляясь в дальнюю дорогу, дал обет Гермесу, что если найдёт что-нибудь в пути, то ровно половину пожертвует ему. Он нашёл суму с миндалём и финиками, съел их, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников возложил на алтарь со словами: «Гермес, вот обещанная половина находки, делюсь с тобой и тем, что было внутри, и тем, что было снаружи». Правда, похоже на сказку? Такие же сказки есть у амхарцев, живущих в Эфиопии. В одной мышь обманывает пеликана, взяв себе горошины и оставляя ему пустые стручки, в другой лев отдаёт шакалу внутренности быка, а себе берёт то, что снаружи, - мясо. 

    Мифы ещё живы

    Похожая история про быка есть в мифе о Прометее. До того как украсть огонь с Олимпа, он попытался «развести» Зевса, как мужик медведя: во время ритуала принесения жертвы подсунул ему красиво завёрнутые потроха и кости, а себе и людям взял неприятный и вонючий свёрток из бычьего желудка, набитый хорошим мясом. По аналогии с «Дележом урожая» специалисты по сказкам и мифам называют этот сюжет «Обманным дележом добычи»: в нём лучшее представляют как некрасивое, а в красивой упаковке подсовывают что-то малосъедобное. Интересно, что современные производители не придумали ничего лучше этого, они тоже прячут в соблазнительной упаковке не самые лучшие продукты и товары. 

    Но всё-таки эти сказочные сюжеты обращены не в наше время, а в очень далёкое прошлое. Они говорят об отношении древнего человека с богами, о тех временах, когда он начал вводить в эти отношения рациональность и расчёт - пожертвовать богам худшее, оставив себе лучшее, и при этом попытаться замаскировать обман. Это первый бунт человека против древних богов. 

    Какая здесь связь со сказкой, ведь ни жертвы, ни богов в ней нет? Сказка всегда вырастает из мифа, при этом она постепенно меняется и приспосабливается к реалиям жизни. Божественное, всегда присутствующее в мифе, из неё выветривается. И поэтому ритуал принесения жертвы превращается в делёж урожая или добычи.  Совсем неслучайны в «верш­ках и корешках» медведь и прочие звери - это тотемные животные, которые были родоначальниками рода, и им тоже приносили жертву и поклонялись как богам (это самая древняя форма религии). Тролли, великаны и сам дьявол, присутствующие в некоторых вариантах сказки, - это тоже личины языческих богов. Ну и, конечно, приёмы, отработанные в отношениях с богами, постепенно переносились в обычную жизнь, их использовали при реальном дележе урожая и добычи среди соплеменников. Изначально в эпоху первобытного коммунизма всё делили честно: каждому по потребностям, и богам в том числе. Интересно, что такое распределение добычи антропологи наблюдали ещё совсем недавно, когда встречались с австралийскими аборигенами и другими дикими народами, - таких свидетельств очень много. Но после знакомст­ва с белым человеком эти обычаи стали умирать. И к морали со­временного общества она, увы, уже малоприменима - наши договоры, даже письменные, не соблюдаются, а обман парт­нёра и любого иного человека стал общим местом. 

    Источник :Александр Мельников   http://www.aif.ru.

     

     

     
    free pokerfree poker