.
Условно съедобная еда |
Пробелы в законах, слабая логистика и жадность ритейлеров - три главные причины, по которым в магазинах продается плохая еда. В равной степени это относится и к магазинам эконом класса, и к премиальному сегменту. По данным НИИ питания РАМН, от трети до половины всех заболеваний россиян связано с некачественным питанием. Считается, все из-за того, что экономят на еде, но это не так: в России тратят столько же, сколько, например, в Венгрии или Чехии (около 5-7 тыс. руб. в месяц на человека). Однако получают за эти деньги продукты куда более низкого качества… Не случайно жители приграничных территорий ездят за едой в чужие края. По 10 кг мяса и творога на человека в месяц из Польши привозят многие в Калининграде. А из Санкт-Петербурга и Карелии едут в Финляндию - не потому, что дешевле, а потому, что вкуснее. Москвичи спасаются кто как может: делятся адресами магазинчиков с "настоящими" мясом и овощами, заказывают фермерские продукты в интернете. Тем не менее доля покупок в сетевых магазинах с каждым годом растет - разве что в Москве медленнее отказываются от походов на рынок, чем в регионах. Руководитель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков качеством продуктов в сетевых магазинах недоволен. "Грибы делят на съедобные, условно съедобные и несъедобные. Так вот в Москве большинство продуктов - условно съедобные. Совсем испорченных или опасных для здоровья продуктов в Москве уже практически нет,- обнадеживает он.- Не умрете, но от сознания, что в Евросоюзе такими продуктами свинок кормят, приятнее не становится". Про качество - неинтересно Основную причину низкого качества продуктов эксперты видят в законодательстве. Технические регламенты все еще позволяют производителям на продукте без грамма мяса написать "колбаса", а на молочном напитке, разведенном из сухого порошка,- "молоко". С упразднением в 2003 году ГОСТов примерно из 400 обязательных для исполнения технических регламентов осталось 28, все остальное - на усмотрение производителя. "Даже за соблюдением обязательных к исполнению техстандартов, по сути, никто не следит,- утверждает Михаил Аншаков.- Роспотребнадзор, который мог бы этим заниматься, занят совсем другими вещами: эта организация работает скорее как подразделение МИДа, им не до защиты прав потребителей". Ситуацию могли бы улучшить сами ритейлеры, если бы сотрудничали только с производителями качественного товара. Однако на данный момент, по утверждению большинства экспертов, поставщики конкурируют между собой только в цене, и это касается всех сегментов торговли. "Это неправда, что ритейлеры совсем не задумываются о качестве товара,- пытаются оправдать продуктовые сети в организации "Ростест-Москва", занимающейся сертификацией продукции и лабораторными исследованиями.- Ритейлеры ежемесячно присылают нам на лабораторные исследования продукцию своих поставщиков. По ним бывают и отрицательные заключения, которые порой приводят к тому, что не всех пускают в сети". "Ритейлеры и правда уже давно создают свои отделы контроля качества, но это совсем не помогает,- говорит Аншаков.- Понятно же, что тестовые образцы от поставщиков всегда идеальны. Не секрет, что на производствах всегда есть специальная партия тестового товара - натурального и вкусного. Но вот как только тест пройден, поставлять начинают черт знает что". "Да кому это качество вообще нужно?! - сокрушается Олег Иванцев, год тому назад продавший свой мясокомбинат в Свердловской области.- Помню, когда начинал, в колбасу клал по минимуму всех консервантов и ароматизаторов. И что? Собираю фокус-группу, и мне люди говорят, что невкусно: ни цвета, ни запаха. Я туда красителей и усилителей вкуса побольше - говорят: вот теперь - да, то, что надо". По словам Олега, покупатели сами виноваты в том, что им продают некачественный продукт: "Гонятся за тем, что подешевле, и думать не хотят, что натуральная свежая колбаса никогда не будет стоить меньше 700-1000 руб. за килограмм" Без суда и следствия "Не стоит винить покупателей в низком качестве продуктов,- считает Михаил Аншаков.- Во-первых, с чего бы у россиян мог появиться правильный вкус, когда никто из поставщиков им его не привил? Во-вторых, даже эксперты порой не могут разобраться в составе и качестве продуктов, если не носят, конечно, с собой мини-лаборатории. Для этого и нужны регулирующие органы, которые у нас отсутствуют". Аншаков уверен, что если бы производители и ритейлеры несли заслуженное наказание за продажу некачественной продукции, то все было бы по-другому. "Вон в Америке иски о некачественной продукции рассматриваются сотнями, компенсации по ним - десятки миллионов долларов,- рассказывает он.- И это правильно. Судебная система должна делать все, чтобы очищать рынок от недобросовестных игроков. И огромные взыскания как раз то, что нужно. Либо компания после этого начинает строго выполнять все нормы, либо же вообще разоряется и вынуждена покинуть рынок". В России же, по словам Аншакова, суд защищает себя от потоков потребительских исков и делает все, чтобы такие процессы проходили медленно и безрезультатно для истца. Ситуацию могли бы спасти коллективные иски, но в России к ним прибегают редко. Если в США это давно устоявшаяся практика, союзы потребителей ищут всех пострадавших от некачественной продукции и ведут их дела в рамках совместного судопроизводства, то в России такого почти нет. "Так и получается, что отравился колбасой, потратил год на судебные тяжбы, получил в лучшем случае 5-10 тыс. руб. компенсации морального вреда,- объясняет Аншаков.- Все на это смотрят, понимают, что все равно ничего не выгорит, и в суд не обращаются". Статистика судебного департамента Верховного суда, по его словам, подтверждает: число исков о защите прав потребителей в 2012 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 32%, с 287 тыс. до 195 тыс. "Именно поэтому провинившиеся остаются безнаказанными, продолжая производить и продавать низкокачественную продукцию",- заключает Аншаков. Относительно свежее Российские потребители привыкли считать, что бич продуктового ритейла - просроченные продукты. Как выясняется, это не так. "С жалобами на просроченные продукты к нам обращаются крайне редко, максимум пару раз в месяц,- говорит Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей.- Эта проблема уходит в прошлое". С удовольствием подхватывают его слова сами ритейлеры. "Проблема просрочки в сетевых магазинах за последние годы значительно потеряла остроту,- говорит Екатерина Куманина, директор по внешним связям "Дикси Групп".- Это результат и работы над ошибками самих ритейлеров, и усилий государства, и активности общественных организаций". "С товарами, у которых истек срок годности, связана другая проблема - наличие при всех крупных ритейлерских сетях "реанимационных цехов", маленьких производств, где из товаров с истекшим сроком годности делают "новые" продукты питания",- отмечает Михаил Аншаков. Он рассказывает, как в рамках эксперимента отправил двух сотрудниц продавцами в две известные столичные сети. "Так вот там "реанимационные" действия с утратившими свежесть продуктами - в обязанностях всех и каждого.То есть пришел, проверил прилавки, нашел заплесневелую рыбу - в цех ее,- говорит Аншаков.- Там помыть моющим раствором, намазать подсолнечным маслом и снова на прилавок, уже блестящую и заманчивую". По его словам, еще одно направление "реанимационных цехов" - это полуфабрикаты: салаты, выпечка и т. д.: "Вы ими, конечно, не отравитесь, но ни пользы, ни гаммы вкуса не получите". Корень этой проблемы, кстати, в том, что в России отсутствует система утилизации продуктов питания. Зарубежные ритейлеры давно наладили связи с фермерскими хозяйствами, с заводами по утилизации: отдают им пропавшие продукты и даже зарабатывают на этом. В бизнес-плане любого продуктового магазина заложены риски по определенному объему товара, не проданного до истечения срока годности, и написано о возможности на этом заработать. В России же за нереализованный товар с истекшим сроком годности платят поставщики, а зарабатывают на его переработке ритейлеры. Для самых состоятельных клиентов "Принято считать, что продуктовые ритейлеры бывают трех типов - дискаунтеры, супермаркеты и магазины премиального сегмента,- объясняет Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".- Проблема в том, что в Москве это разделение весьма условное. Между дискаунтерами и супермаркетами в Москве отличие в ассортименте продуктов и сервисе минимальное. Выделяется только премиум-сегмент, который фактически представлен только в Москве. Впрочем, по-настоящему элитным этот сегмент назвать сложно: качество сильно отстает от цен". Даже в Москве премиальный сегмент крайне узок и представлен, по сути, двумя сетями - это "Азбука вкуса", у которой около 50 магазинов в Москве и ближайшем Подмосковье, и "Глобус Гурмэ", у которой 7 магазинов в столичном регионе. Большинство других компаний, которые пробовали действовать в этом сегменте, из него ушли. Выручка "Азбуки вкуса" в 2012 году составила 26 млрд. руб., выручка "Глобус Гурмэ" - около 5 млрд руб. На фоне размеров российского ритейла экономкласса цифры почти микроскопические. Для сравнения, выручка "Магнита" составила 449 млрд руб., X5 Retail Group - 490 млрд руб. Оно и понятно: в московских элитных продуктовых сетях 60-70% товаров местного производства, точно такие же, как и в "Метро" или "Перекрестке", но на 20-30% дороже. Средний чек в "Азбуке вкуса" в прошлом году составлял 1,6 тыс. руб., в "Глобус Гурмэ" — 2,5 тыс. руб., тогда как в продуктовых магазинах экономкласса - 250-640 руб. Остальные 30-40% представленных "премиальных" продуктов - импорт. Импортеры утверждают, что на бескрайних российских просторах производить качественные продукты еще не научились. Поставщики считают, что производить все продукты премиального сегмента в России невозможно. "В России нет пастбищ, нет культуры производства, еще много чего нет",- говорит владелец компании, поставляющей французские продукты питания на московский рынок. Он добавляет, что именно это так сильно влияет на цену: "Поставка качественных продуктов означает очень сложную и дорогую логистику: заказать, привезти, растаможить, хранить на складах и оперативно доставлять до ритейлеров - все это крайне трудоемко, требует много времени и денег". По его словам, до 100% может стоить таможенное прохождение товара, еще около 30% составляет маржа непосредственно поставщиков, а наценка сетей начинается с 60-70%. Ритейлер-убийца "На рынке существует монопольный диктат сетей,- жалуется поставщик продуктов из Франции.- Они забирают львиную долю прибыли и не хотят делиться ни с производителями, ни с поставщиками. Сети фактически выстроили всю историю исключительно под себя, а теперь жалуются, что под ними выросли уроды"."Мы в сети заходили два года,- рассказывает похожую историю один из региональных производителей макаронных изделий, которые сейчас продаются в некоторых супермаркетах.- Мало того что они агрессивно настаивают на минимальной закупочной цене, так еще требуют деньги за все, начиная от хорошего места на полке и заканчивая обещаниями следить за своими менеджерами, чтобы те не забывали товар на складах". "Не будем забывать еще про практику отсрочки платежей до 120 дней, а также все убытки от просроченной нереализованной продукции,- говорит владелец подмосковного молокозавода.- В совокупности с тратами на логистику ритейлеры ставят нас в режим выживания, в рамках которого об улучшении качества продукции говорить не приходится". В премиальном сегменте цена продуктов часто существенно превосходит их качество. Цепочка, таким образом, выстраивается следующая: ритейлеры хотят большую маржу и тем самым душат поставщиков. Те, в свою очередь, давят на производителей, которые вынуждены изыскивать способы сделать товар более дешевым. Это не может не сказаться на качестве. "Можно, конечно, сказать, что если бы производили и поставляли по-настоящему качественный товар, то цены на него в сетях были бы еще выше, но, может, все дело в марже сетей? - комментирует эту ситуацию московский банкир, связанный с финансированием импортных поставок продуктов.- Сети растут, строят новые магазины, увеличивают размер площадей, а собственники раскручивают капитализацию компаний перед потенциальным IPO. Они стремятся раскрутить и как можно скорее выйти, поэтому и не следят за качеством". Моцарелла только для русских Тем не менее претензии к качеству продуктов в сетях премиум-класса существуют, и небезосновательные. Возьмем, скажем, рыбу. Вся рыба в Москве привозная, в основном с Дальнего Востока и из Норвегии, если речь идет о премиальном сегменте - из Японии или европейских стран. Позиционируется она чаще всего как свежая, хотя на самом деле замороженная. "Для потребителя это совсем неплохо: рыбу размораживают правильным образом, который называется "дефростация", что позволяет сохранить ей свежесть и товарный вид, однако обман все же налицо",- говорит источник, связанный с рыбной базой в Теплом Стане. Именно на эту базу ранним утром каждую среду и пятницу свозятся контейнеры рыбы, доставленной большими самолетами в Домодедово. "Еще одна база есть в Очаково,- поясняет источник На этот рынок привозится рыба не самого высокого качества. Часто даже не рыба, а рыбсырье. Но туда даже местные жители идут за покупками, так как семга там, например, почти вдвое дешевле, чем в "Ашане"". В хранилищах рыбу не только сгружают, складируют и перенаправляют в магазины, но и готовят к продаже, например солят или коптят. "Покупатели уверены, что коптят ее на углях, а в реальности в контейнеры с подвешенной рыбой просто запускают жидкий газ. По санитарным нормам так делать нельзя, но эта установка коптит за 15 минут, давая громадную экономию человеко-часов",— говорит источник на базе в Теплом Стане. Другую историю рассказал "Деньгам" поставщик продуктов питания в магазины премиум-сегмента. Начинается она с того, что к производителю сыра в Италию приехал российский поставщик. Предложил произвести моцареллу весом 150 г по закупочной цене €1. Производитель заявил, что минимальная закупочная цена - €1,2 за шар, а если дешевле — это уже не моцарелла. Российский покупатель несколько раз переспросил, "будет ли это похоже на моцареллу", и после утвердительного ответа продолжил настаивать на производстве за €1. Производитель, не хотевший терять крупного закупщика, отправился в муниципалитет, получил разрешение на разовый выпуск продукции такого качества и дал обещание, что на внутреннем рынке этот товар не появится. "Да пусть русские что угодно покупают, наш бизнес получает прибыль, а мы - налоги",- решили в итальянской мэрии. По материалам :А. Васильевой, Е. Сигала http://www.liveinternet.ru., ИА «Новый День
|